Статьи Алексея Гончарова

Бегущая строка объявлений

Юг - сторона торговая...

Юг - сторона торговая...
 
Алексей Гончаров. Шымкент.
 
Южный Казахстан издавна был буферным регионом, где взаимодействовали оседло-земледельческие и кочевнические цивилизации, между которыми шел интенсивный торговый обмен.
  
 
Начало пути.
 
Издревле по этой территории проходили два отрезка Великого Шелкового пути. Из Тараза они шли в Отрар, а отсюда один уходил на юг к Шашу (Ташкент), другой на север вдоль течения Сырдарьи. Функционировать как регулярная торговая артерия Шелковый путь начал в середине II века до н. э. Уже тогда по нему в Южный Казахстан стали приникать римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы (застежки) и резные камни (печатки) из Сасанидского Ирана, которые находят археологи в древних погребениях и городищах региона.
Наиболее оживленным тот его отрезок, что проходит через Южный Казахстан, был в VI-VII веках нашей эры. Это было связано с междоусобицами правителей Ферганской долины, где проходил более короткий отрезок пути и покровительством, которое оказывали купцам тюркские каганы. Причем основным этот отрезок пути был вплоть до XIV века. На южноказахстаском отрезке пути часто упоминаются перевал Турбат (70 км к югу от Шымкента) и город Испиджаб, ныне село Сайрам (15 км к востоку от Шымкента). Торговля в Испиджабе велась на крытых рынках и рынке полотна. В городе были Тимы – большие караван-сараи. Испиджабские купцы, объединявшиеся в товарищества, добирались до Багдада, где жили в специальном рабате.
Персидский хронист в XII веке писал: «Товары и предметы их (кочевников)… являются причиной увеличения благоденствия и пользы оседлых людей. Знать и простой народ имеет свою долю в этих благах и преимуществах». Номады также нуждались в произведениях ремесленников городов и аулов. Торговля кочевников и земледельцев носила характер ярмарок.
 
Торговые гавани.
 
Одним из старейших торговых городов в регионе был Шавгар (8 км южнее Туркестана). В Х веке арабский географ ал-Макдиси писал «Шавгар большой город с обширным рустаком, вокруг него стена. Мечеть на краю рынка». Через Шавгар проходил торговый путь, соединявший сырдарьинские города с оазисами Средней Азии. Этот путь проходил через Отрарский оазис. Севернее Шавгара он переправлялся на левый берег Сырдарьи и шел в ее низовья, а также по одному из русел в Хорезм.
Одним из крупных торговых городов юга Казахстана был Сыгнак (250 км к северо-западу от Шымкента). Этот город называли «сухопутной гаванью кипчакской степи». Крупным центром кипчакских владений Сыгнак стал в X-XI веках. По словам современников «здесь было много народа и ежедневно поступало на базар 500 верблюдов с вьюками, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным». Персидский историк Рузбихан пишет о Сыгнаке: «…со стороныДешта , из Хаджи Тархана(Астрахань) доставляет множество благ, жирных овец и другие ценные товары, как-то шубы из меха, киша и тина (то есть из соболя и белки), тугие луки, стрелы из белой березы, шелковые ткани и другие ценные изделия. Купцы областей Туркестана, Мавераннахра и с востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыгнак товары этих стран и совершают с людьми Дашта торговые сделки и обмен».
Расположенный в 70 км к юго-западу от Сыгнака Сауран, был столь же значимым торговым центром, он, по данным источников, уже в IX-X веках был очень богатым «местом гузских купцов». Первоначально он был пограничным с кипчаками городом, а потом вошел в их владения и стал одной из отправных точек для караванов, отправляющихся торговать в Центральный Казахстан.
Важными Торговыми центрами в низовьях Сырдарьи были Дженд и Янгикент. Причем товары поступали сюда не только с караванами, но и баржами по реке. Особенно хлеб. Функцию денег в этой торговле носил в основном скот. Но кочевники торговали не только им, но и рабами и пушниной. Причем последняя зачастую шла транзитом через рынки Центральной Азии в Иран и на Ближний Восток.
Источники указывают, что номады особенно охотно покупали «виноград, много изюма, печенье, кунжут, полосатые одежды, ковры, одеяла, прекрасную парчу для подарков, покрывала, замки, цветные одежды, луки, которые могут натянуть только самые сильные люди, особый сыр, сыворотку, рыбу». Постепенно в степи проникали товарно-денежные отношения. Так знаменитый арабский путешественник Ибн-Батута сообщал, что кипчакские лошади оценивались в арабских дирхемах и динарах. Относительно овец он пишет «Жители Туркестана… пользуются их шкурами… Одна шкура из них продается от четверти динара до двух динаров и менее…».
Самые ранние монеты найденные в Отраре, а следовательно и использовавшиеся в торговле относятся к чекану Караханидов XI века. В 50-60-х годах XIII века при монгольских правителях Центральной Азии Джагатаидах в Отраре чеканились уже собственные медные посеребренные дирхемы. Эти дирхемы обслуживали торговлю не только Отрара, но и Ташкента и Ферганы, находят их и в Киргизии. Здесь же в Отраре имели хождение и монеты чеканенные в Алмалыке, Самарканде (монеты Тимура). В XVI веке медные монеты стали чеканить в Туркестане. Серебряные теньге Шейбанидов этого периода находят и на северных склонах Каратау в краю номадов. В этот период только медных монет на территории Южного Казахстана выпускается 8 типов.
 
Новые времена.
 
В XVII-XVIII веках,  с упадком шелкового пути, транзитная торговля в Южном Казахстане сократилась. При этом возросло значение торговли внутренней. В частности гончары Туркестана продавали свои изделия и местным номадам казахам, привозившим на рынок шерсть, сало, ковры, и купцам из Бухары, Самарканда, Ташкента, Коканда.
Туркестан, в прошлом Ясы, как торговый центр начал складываться в начале XIII века при хорезмшахах, которые чеканили здесь монету. В это время он становится пунктом интенсивной торговли земледельцев и кочевников. Здесь же существовала и транзитная торговля шелком, тканями, художественными изделиями из кости, керамики, металлов и украшениями. С 1598 года, когда Туркестан стал столицей Казахского ханства, здесь началась чеканка ханских монет и первым начал это хан Есим (1598-1628). С этого времени именно казахские ханы стали обеспечивать безопасность транзитных торговых путей, соединявших Среднюю Азию и другие восточные страны с Россией.
Персидский историк Рузбихан писал о Туркестане как о крупнейшем торговом центре. Причем обмен велся не только между земледельцами и кочевниками: «Со стороны узбекских областей, которые суть северная сторона (в то время узбеками называлось население Приаралья), и путями, ведущими из Андижана до границ Китая…, привозят в город Иассы товары и драгоценные изделия. Там происходит торг. Он является перевалочным пунктом для купцов и местом отправления путешественников в разные страны» В ту пору в Туркестане появились иностранные торговые фактории.
С конца XVI века важное значение для города приобрел торговый путь, связывавший его с Сибирью. Казахские ханы ,получавшие от торговли немалый доход, выдавали караванам специальное разрешение на прохождение по своей территории.
В конце XVIII века Туркестан пришел в сильный упадок из-за постоянной борьбы за этот город между правителями Ташкента и Бухары, которые вытеснили отсюда казахских ханов. Русский путешественник П.И. Рычков, побывавший тогда в Туркестане, писал: «Во всем городе никаких базаров нет, а жители со всеми торгами отъезжают в Ташкент…».
Туркестанские базары возродились лишь в XIX веке. Однако торговля в этот период в основном  велась внутренняя и мелкая.
 
В составе империи.
 
Новый этап в торговой жизни края наступил после присоединения его в 1864 году к Российской Империи. Купцы шли буквально по пятам за русскими войсками, скупали у местного населения скот и продавали российские фабричные товары. Обороты росли очень быстро. Например, продажа скота в Сырдарьинской области, куда в ту пору входил регион Южного Казахстана, в 1906 году увеличилась в сравнении с 1886 годом в 3.7 раза. При этом покупаемый у местных казахов скот вывозился по железной дороге в основном в Среднюю Азию. Зато в Россию и далее в Европу по железной дороге шли кожи и шерсть. При этом в 1913 году из Сырдарьинской области в Россию, было вывезено шерсти более чем на 6 млн. рублей. Современник свидетельствовал: «Продукты животноводства: кожи, шерсть, рога, копыта, конский волос доставляются на ближайшие станции железной дороги для отправки в Европейскую Россию. Кроме того, из области отправляли большие транспорты кишок в сухом и мокро-соленом виде в Германию».
В завершении статьи приведем официальные данные о ввозе и вывозе товаров по Чимкентскому уезду за 1904 год. Общий экспорт из уезда составлял 1 млн.255 тыс.430 рублей, а импорт 2 млн.051 тыс. 662 рубля. В структуре экспорта на первом месте были овечьи и козьи сыромятные шкуры, затем шла овечья шерсть, хлопок и верблюжья шерсть. Уезд экспортировал также конскую сыромятную кожу и такую же кожу рогатого скота, армячину, козий пух, мерлушки, кошмы, верблюжьи сыромятные шкуры, конский волос, рога сайгаков  и арканы.
Что касается импорта, то здесь на первом месте был чай, затем мануфактурный товар, выделанные кожи, сахар, железные изделия, шелковые изделия, галантерейный товар, аптекарские изделия и многое другое.
 
 

Комментарии  

 
#1 Данияр 04.06.2009 02:53
Клёво!!!!!Спаси бо за информацию!
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Мировые новости

Новости казахстана